ИОАНН ЛЕСТВИЧНИК

ИОАНН ЛЕСТВИЧНИК

Иоанн Лествичник [36] Уже в предисловии Иоанн Лествичник сразу же приводит канву трактата, выступить против которого практически было не возможно. Шествуя сим путем, увидим, что она непогрешительно руководит последующих ее указаниям, сохраняет их неуязвленными от всякого претыкания, и представляет нам лествицу утвержденную, возводящую от земного во святая святых, на вершине которой утверждается Бог любви. Сию, думаю, лествицу видел и Иаков, зачинатель страстей, когда покоился на подвижническом ложе. Лествичник искусно вставляет пассаж, который предопределяет любую прямую атаку на свое произведение. Так, это поистине тебе и твоей священной душе свойственно просить поучительного слова и наставления у нас, необученных и невежественных делом и словом; ибо она привыкла всегда показывать нам в себе образец смиренномудрия. Впрочем скажу и я теперь, что если бы мы не боялись впасть в великую беду отвержением от себя святого ига послушания, матери всех добродетелей, то и не дерзнули бы безрассудно на предприятие, превосходящее нашу силу.

Читать онлайн"Лествица [Иоанна Лествичника]" автора Лествичник Иоанн - - Страница 3

Значение этой книги так велико, что отрывки из неё должны читаться на великопостном богослужении, а её создателю, опытно прошедшему путь духовного восхождения, посвящена 4-я Неделя Великого поста. Надо помнить, что книга эта — преимущественно монашеская, ибо первая же её глава посвящена отречению от мира. Женатый человек сравнивается в ней с имеющим оковы на руках и на ногах 1: Для чего нам посылаются болезни, почему мы часто не получаем просимое, какова связь между унынием и тщеславием?

По поводу страха следует сказать, что страх бывает от следующих причин: Максим Исповедник Главы о любви, сотн. Феофан Затворник Что есть духовная жизнь…, п. Страх может быть как постоянное чувство страха человека о себе или близких через мысли-предположения или через тревожные ощущения телесный трепет , может быть во время искушений и скорбей, а может быть от действия страстей. Софроний Сахаров Старец Силуан: Ефрем Сирин Творения, ч.

О таких страхах отцы говорят как о боязливости от маловерия и самости. Иоанн Лествичник Лествица, сл. Боязливость есть уклонение от веры, в ожидании нечаянных бед. Страх есть предвоображаемая беда; или иначе, страх есть трепетное чувство сердца, тревожимое и сетующее от представления неведомых злоключений. Страх есть лишение твердой надежды.

Предисловие Книги Сей, именуемой Скрижали Духовные. Всем, поспешающим написать имена свои в книге жизни на небесах, настоящая книга показывает превосходнейший путь. Шествуя сим путем, увидим, что она непогрешительно руководит последующих ее указаниям, сохраняет их неуязвленными от всякого претыкания, и представляет нам лествицу утвержденную, возводящую от земного во святая святых, на вершине которой утверждается Бог любви.

Сию, думаю, лествицу видел и Иаков, запинатель страстей, когда покоился на подвижническом ложе. Но взойдем, умоляю вас, с усердием и верою, на сей умственный и небошественный восход, начало которого - отречение от земного, а конец - Бог любви.

Малое у великих может быть и не мало; а великое у малых без сомнения несовершенно. Много удивляюсь я одному странному в нас действию: Говорить о сем подробно я не могу, и не хочу. Многоглаголание есть седалище, на котором тщеславие любит являться и торжественно себя выставлять. Многоглаголание есть признак неразумия, дверь злословия, руководитель к смехотворству, слуга лжи, истребление сердечного умиления, призывание уныния, предтеча сна, расточение внимания, истребление сердечного хранения, охлаждение святой теплоты, помрачение молитвы.

Благоразумное молчание есть матерь молитвы, воззвание из мысленного пленения, хранилище божественного огня, страж помыслов, соглядатай врагов, училище плача, друг слез, делатель памяти о смерти, живописатель вечного мучения, любоиспытатель грядущего суда, споспешник спасительной печали, враг дерзости, безмолвия супруг, противник любоучительства, причащение разума, творец видений.

Неприметное предуспеяние, сокровенное восхождение. Н[ править ] Находясь в общежитии, внимай себе, и отнюдь не старайся в чем-нибудь показываться праведнее других братий. Иначе ты сделаешь два зла: Будь ревностен, но в душе своей, нисколько не выказывая сего во внешнем обращении, ни видом, ни словом каким-либо, ни гадательным знаком. В сокровенной даже ревности последуй не иначе, как если ты уже перестал уничижать ближнего.

Если же ты на это не воздержан, то будь подобен братиям твоим и самомнением не отличайся от них. Начало безгневия есть молчание уст при смущении сердца; средина — молчание помыслов при тонком смущении души; а конец — непоколебимая тишина при дыхании нечистых ветров. Начало блаженного незлобия сносить бесчестия, хотя с огорчением и болезнию души.

Лествица (Преподобный Иоанн Лествичник)

Синайского монастыря, автор классического произведения визант. Житие Основным источником сведений о жизни И. В Житии содержится немного фактических данных, поскольку оно является не столько жизнеописанием, сколько панегириком.

Гордость есть крайнее убожество души, которая мечтает о себе, что богата, и, находясь во тьме, думает, что она в свете. Превозносись только теми добродетелями, которые ты совершил прежде рождения твоего; а те, которые ты исполнил после рождения, даровал тебе Бог, как и самое рождение. Какие ты исправлял добродетели без помощи ума, те только и твои: Какие подвиги показал ты без тела, те только и отнеси к своему тщанию; ибо и тело не твое, а творение Божие.

Видал я людей, устами благодаривших Бога и возносившихся в мыслях своих. О сем ясно свидетельствует фарисей, сказавший: Хотя преткнувшийся неповинен за преткновение, но за пьянство, без сомнения, будет наказан.

8 главных страстей и борьба с ними по учению Иоанна Лествичника

Иоанн Синайский в своей знаменитой"Лествице" говорит о смехе 18 раз. Больше всего о смехе говориться в слове, посвященному покаянному радостотворному плачу. Кроме покаянного контекста, смех также рассматривается в связи со страстями многословия, лжи, чревоугодия, окамененного нечувствия, ленности, тщеславия, блуда.

Так, это поистине тебе и твоей священной душе свойственно просить поучительного слова и наставления у нас, необученных и невежественных делом и словом, ибо она привыкла всегда показывать нам в себе образец смиренномудрия. Впрочем, скажу и я теперь, что если бы мы не боялись впасть в великую беду отвержением от себя святого ига послушания, матери всех добродетелей, то и не дерзнули бы безрассудно на предприятие, превосходящее нашу силу.

Тебе, дивный отче, следовало бы, спрашивая о таких предметах, научаться от мужей, хорошо познавших это, ибо мы находимся еще в разряде учащихся. Но как богоносные отцы наши и тайноучители истинного познания определяют, что послушание есть несомненная покорность повелевающим и в тех делах, которые превышают нашу силу, то мы, благочестно презревши нашу немощь, смиренно покусились на труд, превосходящий нашу меру, хотя и не думаем принести тебе какую-нибудь пользу или объяснить нечто такое, что и ты, священная глава, знаешь не меньше нас.

Ибо не только я уверен, но и всякий, думаю, из здравомыслящих знает, что око ума твоего чисто от всякого земного и мрачного возмущения мрачных страстей и невозбранно взирает на Божественный свет и озаряется им. И не к тебе посылаю сей труд, нет, это было бы знаком крайнего неразумия, ибо ты силен о Господе не только иных, но и нас самих утверждать в Божественных нравах и учениях, но к богозванной дружине братии, которые вместе с нами учатся у тебя, о избранный учитель!

К ним-то через тебя начинаю сие слово; их и твоими молитвами, как бы некиими водами надежды будучи подъемлем, при всей тяжести невежества простираю ветрило трости и со всяким молением передаю кормило слова нашего в руки доброму нашему сокормчему. Притом прошу всех читающих:

Греховные страсти и борьба с ними (по""Лествице"")

А когда такой человек найдется, то он будет рад поделиться своим опытом с ищущим и передать ему свое духовное богатство. Надо искать живой пример. Святитель Игнатий Брянчанинов не рекомендует мирянам читать монашескую литературу, объясняя это тем, что мирянин может повредиться. Означает ли это, что мирянам не нужно брать пример с монахов вообще? То есть монахи должны брать пример с ангелов:

Лестница как образ духовного восхождения, использовался неоднократно христианскими писателями и ранее. Удивительно то, что сам преподобный Иоанн Синайский не был сторонником книжной мудрости. Он всегда подчёркивал необходимость духовного учительства не по книгам, а по духовному опыту. Здесь мы видим парадоксальность и непостижимость Промысла Божия. Будучи противником научения по книгам, преподобный Иоанн пишет книгу, которая вошла в классику православной аскетической письменности и стала одним из лучших учебников по духовному совершенствованию.

Давайте посмотрим повнимательнее на некоторые жемчужины этого бессмертного творения. Когда человек выбирает свой путь к Богу, он должен понять мотивы, ради которых он готов совершать этот путь. Если мотивы были неправильными, то плодов духовных такой путь дать не сможет. На самом деле, если мы посмотрим на то, ради чего человек иногда приходит в храм, то обнаружим, что нередко это бывает от страха перед болезнями, от жизненных неудач или неприятностей, от желания, чтобы судьба была благосклонной и делала как можно больше радостных подарков.

Все эти мотивы можно поставить на одной объединяющей платформе — самость и себялюбие. Только выйдя их египетского рабства самому себе, человек сможет найти путь в обетованную землю Царства Божия. Этот путь будет долгим и трудным, но только так можно достичь цели.

Прп. Иоанн Лествичник о смехе

О малодушной боязливости, или страховании. Если ты с другими или в общежитии проходишь подвиг добродетелей, то боязливость не очень будет на тебя нападать: Боязливость есть младенчественный нрав в старой тщеславной душе.

Четверг Седмица я по Пятидесятнице. … Апостола Фомы. Евангельское чтение дня доступно по ссылке - .

Преподобный Иоанн Лествичник: Афоризмы

СЛОВО 26 О рассуждении помыслов и страстей, и добродетелей Рассуждение в новоначальных есть истинное познание своего устроение душевного; в средних оно есть умное чувство, которое непогрешительно различает истинно доброе от естественного, и от того, что противно доброму; в совершенных же рассуждение есть находящийся в них духовный разум, дарованный Божественным просвещением, который светильником своим может просвещать и то, что есть темного в душах других.

Или же, рассуждение в общем смысле в том состоит и познается, чтобы точно и верно постигать божественную волю во всякое время, во всяком месте и во всякой вещи. Оно находится в одних только чистых сердцем, телом и устами.

Рассуждение есть верное постижение воли Божией во всякое время, во всяком месте и во всякой вещи; оно бывает только в чистых сердцем. Кто низложил первые три из главных страстей тщеславие, сребролюбие, чревоугодие , тот низложил вместе и пять последних блуд, гнев, печаль, уныние, гордость ; но кто нерадит о низложении первых, тот ни одной не победит.

Все брани бесовские происходят от трех главных причин: Правилом во всех случаях да поставляем по Богу совесть нашу просвещенную верою и заповедями Господними , и узнавши, откуда веют ветры, по ее указанию да распростираем и ветрила. Во всех деяниях, коими стараемся мы угодить Богу, бесы выкапывают нам три ямы: Когда бесы одолеют душу, и свет ума помрачат, тогда не будет более в нас, окаянных, ни трезвенного внимания, ни рассуждения, ни ведения, ни стыда, но место их заступят: Окрадение души есть, когда мы почитаем за добро, в чем нет добра, — оно есть неприметное лишение богатства, есть неведомое пленение души.

Да дерзают раболепствовавшие страстям и покаявшиеся! Ибо если они и во все ямы впадали, и во всех сетях увязали, и всяким недугом недуговали; но по выздоровлении будут для всех светилами и врачами, светильниками и наставниками, объявляя свойства и виды каждого недуга, и своею опытностью спасая близких к падению. Мы должны непрестанно заботиться о духовном чувстве и искать его; ибо когда оно явится, тогда внешние чувства перестанут обольстительно действовать на душу; и зная это, некто из премудрых сказал: Жизнь монашеская, в отношении дел, слов, помышлений и движений, должна быть проводима в чувстве сердца.

Oб yнынии и лeнocти. Преподобный Иоанн Лествичник.


Comments are closed.

Жизнь без страха не только возможна, а абсолютно доступна! Узнай как победить страх, кликни тут!